Независимость
Что малыш может делать сам? Будучи включённым в повседневную жизнь, ребёнок начинает понимать правила, свою роль в семье и свои обязанности.
Предоставляя выбор в нужное время, и протягивая руку помощи только тогда, когда ребёнку действительно необходима этапомощь, мы словно говорим ему: «Я знаю, что ты можешь сделать это САМ!». Так малыш получает новые навыки и установку «Я могу сделать это САМ!», он обретает уверенность, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.
На пути к независимости своего ребёнка, соблюдайте три основных принципа:
- Создание доступной среды.
- Взаимодействие с ребёнком — покажите малышу примеры повседневной деятельности, которая ведёт к самостоятельности.
- Найдите время для своего ребёнка.
Следуя этим принципам, мы направим ребёнка на путь независимости.
- Наберитесь терпения и подождите, пока ребёнок будет самостоятельно со всем справляться.
- При выполнении определённых действий «разбейте» свою деятельность на стадии и медленно показывайте ребёнку, что и как делаете, чтобы он мог шаг за шагом повторять это за нами.
Занятым родителям с плотным расписанием это может показаться непростой задачей. Конечно, гораздо быстрее пристегнуть ребёнка ремнём безопасности, самим одеть и накормить, надеть подгузник, ведь случается, что нет времени ждать, пока ребёнок сделает что-то самостоятельно. Но когда есть время подождать, дайте возможность ребёнку попрактиковаться в том, что он только что выучил, и мы будем вознаграждены! Наш ребёнок нас удивит! Мы получим самостоятельного ребёнка, способного позаботиться о себе.
Десять вещей, которые мы можем сделать дома, чтобы способствовать развитию независимости ребёнка:
Самостоятельное одевание
1. Предложите ребёнку такую одежду, которая предполагает самостоятельное одевание, например:
- майки, которые легко снимаются через голову;
- брюки или юбки на резинке;
- одежда с застёжкой на «липучке» или кнопках.
2. Пусть в доступе у ребёнка будет только несколько комплектов одежды(лучше два), чтобы он смог выбрать, что ему надеть.
- Перекладина с вешалками должна располагаться на уровне глаз ребёнка.
- Для грязной одежды можно предложить небольшую бельевую корзину.
3. Предложите ребёнку зеркало, которое будет располагаться на уровне глаз ребёнка, расчёску и щётку для волос.
Самостоятельное пользование туалетом
4. Наш ребёнок должен иметь доступ к маленькому стульчику с горшком.
Использование горшка отличается от использования взрослого унитаза. Когда ребёнок подрастёт и будет обучен ходить в туалет без помощи взрослого, то можно использовать поставку, с помощью которой малыш будет забираться и садиться на унитаз самостоятельно. До этого момента, ребёнку нужно чувствовать себя уверенно, когда он усаживается на горшок, малыш не должен бояться того, чтобы упасть.
5. У ребёнка должна быть специальная лесенка, с помощью которой малыш сможет дотянуться до раковины, чтобы помыть руки или почистить зубы.
Эта лесенка может также использоваться как скамеечка во время смены белья.
Независимый приём пищи
6. Освободите на кухне низкую полку или шкаф для детских стаканчиков, кувшинчика, мисок, тарелок.
А для ложек и вилок — отдельные контейнеры.
7. При выборе посуды, ищите предметы маленького размера, подходящего детям.
Посуда должна быть изготовлена из хрупких материалов, а не из пластика. Ребёнок научится обращаться с посудой бережно, после того как несколько раз её разобьёт.Взрослые не должны ругать ребёнка за разбитую посуду, ведь дети очень быстро научаются бережно обращаться с посудой.
8. Дети с большим удовольствием едят ту пищу, в приготовлении которой они принимали участие. Ребёнок может продолжить очищать мандарин или банан, если мы начнём.
Независимый сон
9. Низкая кровать с самого начала даёт вашему ребёнку свободу передвижения.Так, просыпаясь утром, ребёнок сам может выбраться из постели. Игрушки, расположенные на низкой полке, будут привлекать внимание ребёнка после пробуждения.
10.Создайте определённый порядок, процедуры, которые помогут ребёнку понять, что пришло время ложиться спать.
В каждой семье этот порядок может быть разным, но чтобы мы не придумали, необходимо убедиться, что активность будет снижаться. Например: «Игры — водные процедуры — чтение — сон» такая последовательность работает хорошо! А «Чтение — водные процедуры — игры — сон» — это плохая комбинация.