Как разговаривать с детьми, чтобы они нас слышали
Руководство для родителей, как общаться с ребёнком. Семь шагов, которые необходимо соблюдать, чтобы дети приняли нас в своё сообщество
1. Мы должны убедиться, что ребёнок нас слышит.
Если ребёнок работает и концентрируется, а мы в это время с ним разговариваем – он нас не слышит!
Необходимо подойти к ребёнку, коснуться его руки или обнять и удостовериться, что он повернул голову и смотрит нам в глаза.
Если ребёнок готов слышать нас – мы говорим простыми фразами (3-5слов), повторяем 3 раза с перерывами, не изменяя фразу. Ребёнку нужно больше времени для переработки информации и осознания сказанного.
Сознание ребёнка отключается, если на него направлен поток слов с рассуждениями, философией и пространными объяснениями – это стресс для мозга ребёнка - мозолистое тело в целях самосохранения и защиты мозга отключает связь двух полушарий – реакция ребёнка: каприз, слёзы, сопротивление, так как он не понимает, что от него хочет взрослый – в результате – скандал!
2. Если мы что-то сказали, то должны это сделать.
Если мы говорим ребёнку, например: «Прекрати это делать, а то я…..»
Надо вспомнить первый пункт – а слышит ли нас ребёнок?
Если мы уверены, что ребёнок нас слышит, то мы должны 10 раз подумать, что мы скажем далее и сможем ли мы это выполнить!
3. Как говорить слово «Нет».
Дети должны знать границы дозволенного.
Мы говорим «Нет», если есть угроза жизни ребёнка.
Мы говорим утвердительными конструктивными предложениями:
- «Это моя работа»,
- «Мы на столе работаем, а сидим на стуле»,
- «Здесь мы ходим, а бегаем под музыку (на улице)»
- и т.д.
Важен язык тела и тон голоса – мы говорим спокойно, доброжелательно и уверенно.
4. Мы всегда предлагаем альтернативу действию «нельзя!»
Мы всегда предлагаем альтернативу действию «нельзя!», но у детей должно быть безопасное пространство, для взаимодействия со средой, чтобы жизнь ребёнка не превратилась в сплошное «Нельзя!»
Пространство должно быть удобным для ребёнка, то есть соответствовать его потребностям в самореализации, саморазвитии и следовать размерам тела.
Когда мы вводим правило, то одно правило в неделю, предложением 3-5 слов и повторяем каждый день, не меняя количества и порядок слов, все взрослые говорят правило одинаковыми словами.
5. Мы должны дать ребёнку столько возможности, сколько мы сами потом готовы убирать.
Когда мы создаём пространство и альтернативы, мы знаем, что должны дать ребёнку столько возможности, сколько мы сами потом готовы убирать: сколько дать воды, сколько дать еды (не кастрюлю каши и не таз воды), сколько дать предметов. То есть, мы должны дать столько, сколько потом будем убирать сами или вместе с ребёнком.
6. Мы должны иметь возможность сразу с ребёнком приступить к работе.
Когда мы собираемся дать ребёнку что-то новое, мы должны собрать и приготовить максимальное количество материалов, чтобы иметь возможность сразу с ребёнком приступить к работе.
У ребёнка время ожидания очень короткое.
Чтобы ребёнок чувствовал успешность и положительность от результата и самой деятельности, мы должны максимально всё приготовить.
7. Привлекаем ребёнка к деятельности.
Привлекаем ребёнка к деятельности, не спрашивая его, а позитивным посылом в утверждающей форме побуждаем его это сделать.
- «Мне нужна твоя помощь, пойдём, приготовим …(это)» - и предлагаем выбор из 2-х: «Что ты будешь делать – мыть картошку или морковку?»
- «Сейчас у нас время ужина» - и предлагаем выбор из 2-х: «Где ты будешь сидеть, тядом папой или со мной?»
- «Сейчас у нас наступает время спать, ты будешь сначала чистить зубы или принимать душ?»
Мы сразу предлагаем выбор там, где он нам нужен, и что бы ребёнок не выбрал, всё будет уместно.