Мария Монтессори
итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка
Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицин. В 1896 году получила диплом врача, став одной из первых в Италии женщин-врачей.
В качестве практики во время обучения она занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости. В те годы не было никаких специальных обучающих учреждений для умственно отсталых детей, и они содержались наряду со взрослыми.
В 1889 году на конференции в Турине она выступила с докладом, в котором доказывала, что проблема детей с нейропсихологической патологией является не столько медицинской, но образовательной проблемой.
В результате в Риме появился Ортофренический институт, который возглавила Мария Монтессори, разрабатывая на базе него методики обучения. Независимые экзаменаторы во время проверки результатов этого обучения установили, что подопечные Монтессори превосходят здоровых детей в навыках письма, счета и чтения.
Это привело Марию Монтессори в ужас, ведь говорило о том, насколько неэффективно построено традиционное обучение здоровых детей. Результатом этого осознания стало желание Марии Монтессори начать работать со здоровыми детьми и разрабатывать собственную обучающую методику. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
-
1Никогда не трогайте ребенка, пока он к вам не обратится (в той или иной форме).
-
2Никогда не говорите о ребенке плохо, ни при нем, ни без него.
-
3Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, чтобы плохому оставалось все меньше и меньше места.
-
4Будьте активны в подготовке развивающей среды, постоянно и тщательно заботьтесь о ней. Помогите ребенку установить конструктивные взаимоотношения со средой. Показывайте ребенку место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
-
5Будьте всегда готовы откликнуться на просьбу ребенка, которому вы нужны, и всегда выслушивайте и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
-
6Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее самостоятельно, но немедленно твердо останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка, других детей, его развитию.
-
7Уважайте ребенка, который решил отдохнуть или наблюдает, как работают другие, или размышляет о том, что он только что проделал или собирается проделать. Не окликайте его, не пытайтесь насильно привлечь его к другой деятельности.
-
8Помогайте тем, кто ищет, чем заняться, и никак не может найти.
-
9Неустанно возвращайтесь к презентациям, которые ребенок не принял ранее, помогайте ребенку освоить то, что у него не получается и преодолеть несовершенства. Делайте это, оживляя среду, с помощью заботы, намеренной сдержанности и тишины, мягких слов и любящего присутствия. Пусть ваше присутствие и готовность помочь почувствуют те дети, кто еще в поиске, но не навязывайтесь тем, кто уже нашел.
-
10Всегда в обращении с ребенком используйте лучшие манеры и предлагайте ему лучшее в себе и лучшее из того, что есть в вашем распоряжении.